Роман с Задорновым продолжается

 

Черепанова С.Ю.За день до финального заседания жюри конкурса творческих работ, посвященных 100-летию со дня рождения Н.П. Задорнова, мы говорили в Хабаровском фонде культуры о том, что скорого расставания с этой темой не предвидится


Почти четыре месяца мы вместе с Хабаровским фондом культуры освещали на страницах «МД» этот конкурс. Признаемся, нас очень порадовала  благожелательная реакция семьи Задорновых и нашей читательской аудитории.
В наш адрес пришло много откликов, звонков и предложений от людей, когда-либо встречавшихся с Николаем Павловичем, кто хотел бы поделиться своими воспоминаниями. Они тоже увидели свет на целевых полосах, за что - большое спасибо нашим замечательным писателям Всеволоду Петровичу Сысоеву, Николаю Дмитриевичу Наволочкину и первому директору Литературного музея Кларе Николаевне Зиловой.
С большим интересом мы готовили к публикации  переписку наших писателей с Николаем Павловичем и рассказы о том, как судьба сводила с ним людей достойных и интересных. Не удержались мы и от того, чтобы не познакомить вас и с фрагментами детских сочинений из конкурсной папки, но скажем сразу, что многие из них еще ждут своей очереди к выходу на полосы «МД». Просто жаль расставаться с детскими работами, там очень много интересного.
С таким настроением мы и начали беседу со Светланой Юрьевной Черепановой, председателем Хабаровского фонда культуры, которая вместе с Михаилом Николаевичем и Людмилой Задорновыми, Министерством образования края и стал соучредителем творческого конкурса.

«ОН ПРИЛЕТАЕТ, И БУДУТ СЮРПРИЗЫ…»

- Светлана Юрьевна, давайте вспомним, как все начиналось. Вы пришли к нам, чтобы дать рекламу о конкурсе…
- …но вместо этого я получила в лице «МД» не просто информационного спонсора, а полноправного партнера. Замечу, что за это время появилось очень много публикаций, которые выходили за рамки конкурсного формата, одновременно работая на него.
Вот, к примеру, от хабаровчанки Людмилы Сергеевны Абрамовой поступило в адрес жюри сразу две работы. Обе – интересные, со своей личной интонацией. Но для меня было неожиданным, как вы развили тему.
Вы рассказали об ее отце-подводнике,  погибшем в годы Великой Отечественной: он окончил в канун войны Высшее мореходное училище им. Невельского в Ленинграде. Вот почему дочь и сохранила такое трепетное чувство ко всему, что напоминало ей об отце. К тем же романам Николая Павловича о Невельском…
- Сразу давайте уточним, что работы Людмилы Сергеевны жюри вынесло за рамки конкурса. Почему - так?
- Начиная наш конкурс, мы хотели, чтобы в нем приняло участие как можно больше молодежи. На этом настаивала и семья Задорновых, ведь кроме Хабаровского края конкурс творческих сочинений по произведениям своего отца они организовывали и на его родине. В Пензе, где тоже получили серьезный резонанс как раз у молодежи.
Михаил Николаевич и Мила считают, и я с ними полностью согласна, что наследие Николая Павловича должно «поселиться» в умах молодых. В этом залог того, что его будут читать и новые поколения, для которых он так и останется «дальневосточным Фенимором Купером…»
Но хочу тут же заметить, что возрастной ценз мы строго не устанавливали. Однако же, не скрою, очень удивились, получив в числе первых сочинений - добротные работы от людей пенсионного возраста. Как-то мы на это, честно скажу, не настраивались. Но как они нас порадовали!
В них была и глубина, и свежесть, и свои переживания, и мудрость осмысления. Тут рекорд, конечно, поставил Владимир Михайлович Афанасьев из Чегдомына: в свои восемьдесят два года он сохранил прекрасное чувство слова и умение убедительного рассказчика. Это было отмечено Задорновыми, и они решили, что Людмила Сергеевна Абрамова и Владимир Михайлович Афанасьев будут поощрены специальными призами от семьи.
- Что за призы – не известно? Или сохраним в тайне…
- Да если б я знала! Хотя тоже бы не призналась, а то сюрприза не будет.
- Но то, что Михаил Николаевич сюрприз готовит, сомнений нет.
- Да, конечно же. Во-первых, он сам прилетает в Хабаровск. Сейчас-то он – в Риге. Закрылся от всех на своей даче и работает по своим обязательствам для издательств. Не достижим…
Хотя за конкурсом следит с волнением, мы ему каждый выпуск «МД» высылаем. Он в курсе того, что у нас происходит.
- Да и сам он дважды давал нам интервью, по свежим впечатлениям от работ…
- Да, и с его дирекцией мы уже согласовали, что принимать Михаила Николаевича в Хабаровске мы будем с 14 по 16 октября. Он планирует дать здесь благотворительный концерт, на который попадут все участники конкурса и все те, кто помогал его проведению. Таким образом, он хотел бы отблагодарить за память о Николае Павловиче.
Так что все остается в силе: он прилетает, и будут сюрпризы.

«Мы добились главного: дети стали читать Задорнова...»


- Давайте честно. Вы ожидали, что за такой короткий срок можно было подать конкурс и получить отдачу?

- Если честно, я боялась. Михаил Николаевич вышел на нас со своей идеей уже по весне, и оставалось совсем немного времени на раскрутку: пока еще дети - в школе, а у студентов - пауза перед сессией. Думаю, они не решились это сделать раньше и по своей природной щепетильности, и по той причине, что важно было получить результаты в Пензе. Чтобы убедиться - их предложение встречено с пониманием, нашло живой отклик (ведь более ста сочинений пришло на то конкурс), а «не продавлено» ради юбилейной даты отца…
- Хотя о чем это мы? Ведь Задорнов не нуждается в «реанимации»: его имя значится в Британской литературной энциклопедии, оно прочно живет в читательской среде. Да и наш Амур многими именуется, как и главный роман Николая Павловича - «Амур-батюшка».
- Все это так. Но в этой семье как-то привыкли полагаться на свою интуицию и собственные силы. Здесь к месту можно вспомнить, как на набережной Амура появился памятник Николаю Павловичу.
- С помощью фонда культуры и на деньги сына. Это все знают. И, кстати, в этой связи Всеволод Петрович Сысоев вынашивает предложение предложить его кандидатуру в почетные граждане города.
- В этом есть смысл. Почему - нет? Ведь никто не станет спорить, что памятник Николаю Павловичу держит всю набережную Амура. Придает ей стиль и особость…
Но не только этим Задорнов «работает» на имидж Хабаровска. Он об этом не говорит, но в последнее время уже несколько книг Всеволода Петровича были переизданы в московских издательствах. Причем, как раз в разделе «Для внеклассного чтения». Он вообще нацелился на переиздание целой серии книг, которые оказались выброшенными из курса школьной литературы, но без чего сложно себя представить человеком образованным.
- Светлана Юрьевна, а вы заметили, что в наших конкурсных сочинениях есть сожаление, что романы Задорнова «не проходят в школе»?
- Да, и меня порадовало, что эта мысль выражена самими детьми. Без подсказок и не ради оценки. Просто они так думают. И еще мне понравилось, что многие, благодаря нашему конкурсу, открыли для себя Задорнова. Впервые взяли в руки его книги, впервые прочли. И хорошо, что - так. Они же, не стесняясь, пишут: да, многие из нас до этого конкурса больше знали его знаменитого сына.
И я согласна с Настей Рыбаковой (она студентка худграфа ДВГГУ), что «входить» в романы Задорнова нужно, как в Эрмитаж. То есть без наскока. Не торопясь. Переходить «из зала в зал», сохраняя свои впечатления и настроение. И мне понравилось, что во многих работах откровенно сказано: нас пугает объем произведений, короткий текст sms-сообщений  вытеснил привычку обращаться к крупным произведениям литературы. Но вот же, как призналась  Оксана Рудикова (она студентка Хабаровского технического колледжа), «открыла я первые страницы «Амур-батюшки» и поняла, что уже не могу оторваться…».
Для меня очень ценным было то, что многие участники конкурса в произведениях Николая Павловича нашли и стимул к познанию нашей истории, к знакомству с легендарными личностями исследователей, - такими, как Невельской, Завойко, Путятин…
- По-моему, одна из работ, как раз посвященных Путятину, особенно вас впечатлила.
- Да, признаюсь, была очарована работой Эвелины Латониной, первокурсницы филфака ДВГГУ; она взяла тему «Художественное мастерство Н.П. Задорнова в романе «Цунами».
- Тема, согласитесь, ударная: наши моряки - в Японии. Выжили после страшной катастрофы, научили строить корабли, оставили здесь свой след. До сих пор, говорят, в местечке Хэда появляются детки с голубыми глазами…
- Знаете, чем меня поразила эта работа? Сколько же она интересного нашла о личности Путятина?! К тому, что сумела умно прочитать Задорнова и грамотно выстроить весь материал. Вот я, простите, к стыду своему и не знала, что корабельному делу японцев, оказывается, научили члены экспедиции Евфимия Васильевича Путятина. Они выстроили шхуну «Хэда», чтобы вернуться с частью своей команды в Россию, а японцы затем выстроили (по образцу «Хэды») еще шесть шхун. Но вот первая «Хэда» уже через год вернулась в Японию - в дар стране, вместе с научными приборами и 52 пушками, снятыми с погибшего в том цунами русского судна «Диана».

«Выбрать победителей было очень трудно»


- Вы признались, что с выбором победителей будут сложности. Почему?

- Много достойных  работ. Серьезных, равнозначных, но призовых мест, увы, даже не двадцать.
- Но это и хорошо: конкуренция - залог успеха…
- По-моему, вы уже приводили мнение Милы Задорновой, которая очень внимательно отрецензировала все тридцать конкурсных работ…
- …и мне понравился такой «акцент»: «Мои комментарии в расчет брать не стоит, все должно решить жюри…».
- Но при этом - твердое пожелание: «Очень бы хотелось обратить внимание на те работы, где меньше всего списано с интернета, а пусть даже кратко, но есть душа и личное отношение…». Мы этим и руководствовались. Надеюсь, что своим решением никого не обидим.
Хочу сказать, что в составе нашего жюри, кроме представителей Министерства образования края, филологического факультета ДВГГУ, нашего фонда культуры, «МД», был и Всеволод Петрович Сысоев. Все сочинения он прочел очень внимательно и с превеликим удовольствием: о чьих-то работах он отозвался, как о готовых курсовых, - понятно, что речь шла о студентах-филологах, а им - сам Бог велел постараться, но особенно же Всеволод Петрович отметил усилия школьников.
Ему, как и всем нам, очень понравились исследования  Вероники Самар - девятиклассницы из Нижних Халб - о нанайских топонимах; десятиклассницы из Чегдомына Валерии Симашко - о растительном мире, который живет в романах Задорнова; Наташи Карташовой из хабаровской МОУ СОШ 44 - о причинах дружбы малых народностей и первых переселенцев на Амуре, и Жамили Тюлемисовой из далекого поселка Новая Иня, о которой уже много доброго сказано.
Конечно, мы позаботимся о том, чтобы поощрить всех педагогов, кто направлял своих учеников. И обратимся в наше Министерство образования, чтобы и там откликнулись. Потому что нельзя не отметить такого факта, когда в нашем гуманитарном конкурсе встречаются сразу несколько классных работ из технического колледжа Хабаровска, а преподаватель той же сорок четвертой школы Светлана Владленовна Кириченко (между прочим, географ, - Авт.) и детей своих здорово на конкурс «завела», и сама с прекрасной работой в нем поучаствовала.
…Вот я открою сейчас наугад первое сочинение. Лена Савицкая, студентка филфака, читаю:
«…Я гуляла по набережной Амура. Проходя мимо памятника Николаю Павловичу Задорнову, остановилась. Вспомнились прочитанные строки его романа «Амур-батюшка» и так сильно захотелось сказать «спасибо» человеку, который с невероятной бережностью донес до сердец миллионов непростую историю заселения и освоения далекого края, потрясающие картины природы. Он ничего не выдумывал, не украсил. В се сказанное им было на самом деле…»
Ирина Полникова
Фото Евгении Сычевой