Владимир Будников

В 1998 году Владимир Будников и Марина Цветникова организовали в Арт-подвальчике фонда культуры фортепианный клуб, где не только исполняют свои сольные программы, но и делятся со слушателями размышлениями о музыке. Своеобразный Монмартр в центре дальневосточной столицы, где музыкант Владимир Будников имеет возможность проверять свои новые программы перед тем, как вынести их на суд большой аудитории, дает подпитку творчеству.

Владимир Будников

«Фортепьянный клуб. Монологи у рояля» — это авторский проект, который возник как потребность более тесного общения со слушателями, — признается Владимир Будников. — Кроме моих сольных концертов, в Арт-подвальчике проходят выступления артистов краевой филармонии, камерных ансамблей. Наряду с известными исполнителями здесь впервые пробуют свои силы мои ученики, студенты колледжа искусств.

Владимир Будников и Марина Цветникова

Именно в стенах Арт-подвальчика, среди постоянно меняющихся выставочных экспозиций, впервые прозвучала скрипка японского музыканта Танимото Джюна, который закончил в Токио — Гэидзюцу университет искусств, стажировался в России у знаменитого Эдуарда Грача и настолько проникся духом России, что стал изучать язык, чтобы прочесть в оригинале Чехова и Бунина.

Танимото Джюн

Стремясь проникнуть в тайну русской души, которую он ощущает в музыке композиторов XX века, Танимото открывает имена композиторов, которые и у нас в стране знает далеко не каждый.

 

25 января 2014 года – музыкальный вечер, посвященный 15-летию музыкальной фортепианной гостиной

 


 « Фортепианной гостиной» Владимира Будникова исполнилось15 лет

Пианист Владимир Будников личность уникальная. Можно долго перечислять его творческие достижения: солист краевой филармонии, ведет активную концертно-гастрольную деятельность, концертирует в Японии и пишет там свои СД диски с коллегой Джюном Танимото, успешно преподает, с легкостью внедряется в любой симфонический коллектив запада страны, пропагандируя музыку своего любимого композитора Н.Метнера, отмечен множеством наград и премий, но у него есть нечто, принадлежащее только ему, его личное камерное пространство - «Фортепианная гостиная», которой в ноябре 2013 года исполнилось 15 лет!

Он играет всё!

Вернемся в далёкий 1998 год. В одно весеннее мартовское утро мне позвонили сразу два человека, весьма компетентные в фортепианном исполнительстве, мнением которых я очень дорожила. Оба возмущенно сказали: «Как ты могла пропустить такой концерт?» Приехал потрясающий пианист-Владимир Будников. Он играет все, и Листа и Баха! А какой Рахманинов!! И не просто играет, он - мыслит! Позже я прослушала программу концерта в записи. Она действительно впечатляла и масштабами и сложностью произведений. Потом я посмотрела телевизионную программу героем, которой был Владимир, и отправилась брать у него интервью. Проговорили мы с диктофоном добрых три часа и личность музыканта показалась мне неисчерпаемой, покоряли и его юмор, и умение нестандартно мыслить. А потом захотелось сделать с ним концерт, в каком нибудь камерном пространстве. Краевая филармония закрывалась на длительный капитальный ремонт, и пианист рисковал остаться без концертной деятельности, что для исполнителя его уровня было бы чрезвычайно губительно. Мы обошли много площадок, но фортепиано и рояли носили название - «руины», до того они были изношены и разбиты. Наконец мы нашли нечто приемлемое в Арт-подвальчике. Это был глуховатый кабинетный рояль «Красный Октябрь».

Репетиция

Придя на репетицию, я, чтобы не мешать занимающемуся музыканту, тише мыши, просочилась в артистическую, села и стала слушать. Он играл редко исполняемую «Юмореску» Р.Шумана, и меня поразили стопроцентное попадание в стиль композитора, в его прихотливый мир постоянно изменчивых настроений, внятность и осмысленность каждой фразы. Ощущалась мощная западная школа, с ее округлостью звука, правильностью прикосновения. Программа, выбранная для первого концерта была весьма насыщенной:13 и 14 сонаты Бетховена, «Юмореска» Шумана, а также произведения Гершвина и Чайковского. Хозяйка Арт-подвальчика Светлана Юрьевна Черепанова, спустившись из своего кабинета, так и не смогла вернуться обратно. «Неужели это наш рояль так звучит?» - поразилась она. Один концерт последовал за другим, и в результате чего это уютное камерное пространство, сияющее картинами и текучим блеском свечей, стало интерьером наших фортепианных вечеров. Так возникла «Фортепианная гостиная».

Форма и содержание Открытие Метнера

Наверное, самым притягательным моментом для Владимира Будникова и меня, арт-директора Фортепианной гостиной является возможность полностью самостоятельно моделировать частоту концертов, метраж концертов, выбор программ. Названия программ завораживают: «Глаза бездны» (музыка Брамса), «Поэт утонченных ощущений» (А.Скрябин), «Шопен при свечах». Но особое место отводится Николаю Метнеру - открытию Владимира Будникова. Заповедная сказочная музыка часто исполняется в фортепианных программах, его околдовывающие «Сказки», его мистические сонаты. Постоянными исполнителями наряду с Владимиром Будниковым являются пианистки: Е. Нагорная, и М.Цветникова, играющие как сольно, так и в ансамбле с лидером своей гостиной.

Японский скрипач Джюн Танимото

(ищущему и дадено будет)

Как-то во время японских гастролей к Владимиру подошел японский скрипач и предложил сотрудничество. Это был известный Токийский музыкант, и это творческое пересечение стало судьбоносным. Танимото услышал в игре музыканта подлинную глубину и серьезность, философское осмысление музыки и с тех пор, а было это в 2001 году длится их теснейший альянс. Открытие этого года - композитор Иосиф Ахрон и его гениальная 2 соната, первое исполнение которой прозвучало в рамках «Фортепианной гостиной», в феврале 2013 года.

От концерта до концерта

Среди самой разнообразной публики, сформировался костяк настоящих, говоря молодежным сленгом, фанатов этих удивительных фортепианных вечеров. Они живут по их словам: «От концерта до концерта». Кого-то привлекает живое прочтение, кого-то тёплый звук живого рояля. Надо сказать через пару лет старенький «Красный Октябрь», сменил благородный концертный рояль «Блютнер». Инструмент подлежал большому ремонту, много «родных» струн отсутствовало, и Владимир привез нужные струны из Новосибирска, где он занимался собственноручным наматыванием на них канители, а потом, с мастером Валентиной Антоновной Шевкун, они вместе реставрировали рояль, и это была титаническая работа.

Животворный источник

Не думаю, что в каждом крупном городе творятся иные музыкальные формы - противовес официальному искусству. А может быть «Фортепианная гостиная» единственная в своем роде? Камерное пространство, где царит его величество РОЯЛЬ, за которым маг и волшебник- пианист Владимир Будников, безраздельно владеет своей аудиторией.


Лариса Вечерская (псевдоним)